Опубликовано: 1.4.2005
Довольно редкий случай, когда производитель ставит на конвейер новую модель, не снимая при этом старую того же класса. Еще реже, когда у таких машин совпадают названия, как получилось с Skoda Octavia. Что ж, придется использовать приставку New. Обходились же так с городами, и ничего плохого от этого не случилось.
Марка автомобилей «с зелеными перьями во лбу» ассоциируется у меня с детством и гаражом дядьки Василия, где иномарок были сотни, если не тысячи. Разумеется, только на картинках, вырезанных из разных журналов и расклеенных повсюду, даже внутри железных шкафов, где обычно гнездятся грудастые глянцевые красотки. Утром Василий, перекладывая туда сюда инструменты, ждал помощников и заказчиков, а потому проникнуть в его гараж не было решительно никакой возможности. «Иди с мальчишками играй, а то опять наделаешь шкоды», – тормозил он меня издали. Зато вечером, когда авторитетный «мастер и Ко» поднимали стаканы с портвейном за то, «чтоб работало как часы», мужики становились добрее. Шныряя между замасленными полуосями и ржавыми рычагами, мы устраивали что-то вроде конкурса «Car Of The Year» – выбирали лучший автомобиль на картинках. И кто, вы думаете, побеждал? При одобрении подвыпивших автомехаников в качестве жюри победительницей признавалась «Шкода-Спорт»! Конечно, «Лянчи» были красивее, а «Мерседесы» мощнее, но серая машинка не крупнее «Запорожца», которая на фотоснимке неслась по мокрому асфальту как ракета, выглядела непобедимой. Она не была обременена чуждой тогда роскошью, да и вообще ни один гениальный автомобиль не прославился благодаря излишествам.
С тех пор прошло лет тридцать. И вот передо мной уже настоящие, а не полиграфические «Шкоды». Слева – прежняя «Октавия», один из самых удачных, на мой взгляд, «оптимальных» автомобилей, который, несмотря на появление новой модели, будут какое-то время производить. Справа – ее наследница New Octavia. Похоже, еще один «оптимал»? Так, во всяком случае, мне показалась в первый момент – до того они похожи друг на друга.
Концепция машины осталась прежней: автомобиль выглядит как седан, являясь на самом деле хэтчбеком. В России такую «гибридность», если судить по числу «Октавий» на улицах, приняли хорошо. Машина и не кажется со стороны лимузином, но в солидности ей не откажешь. При этом она функциональнее стандартного седана.
Дизайн изменился преимущественно в деталях. Наиболее заметные перемены – в оформление передка. Лицо новой «Октавии» смотрится теперь как у более высокого по классу «Суперба». В профиль машина визуально слегка удлинилась, нижняя линия кузова выглядит более динамичной. Тяжеловесный на вид багажник украшает небольшой спойлер (опция), овальный патрубок глушителя, новая оптика и вытянутые катафоты. Но, если судить в целом, облик машины остался до того узнаваемым, что даже владельцы прежних «Октавий» признавали в машине новинку не сразу: «Так это новая? Елы-палы! А я смотрю и понять не могу. Обвес что ли какой-то?» Вот еще одно прямое доказательство того, что Skoda осталась неброским автомобилем.
Владельцам прежней модели предлагали выбирать из нескольких бензиновых моторов, среди которых были даже два 1,6-литровых – 75- и 101-сильные. Под капотом New Oсtavia стоит усовершенствованный 1,6 MPI – у него переделан впускной коллектор, отчего мощность возросла на одну «лошадку».
Куда более приятное открытие я сделал, когда плюхнулся в водительское сиденье. Обычно, получив ключи от машины, я стараюсь как можно меньше тратить времени на изучение кнопочек и рычажков, на ощупывание козырьков и разглядывание стыков. Сразу запускаю мотор, быстренько настраиваю зеркала, кресло, рулевую колонку и трогаюсь в путь. Точные настройки и знакомство со всем остальными деталями интерьера я сознательно оставляю на потом – чем еще заняться в московских пробках? Более того, я заметил, что когда машину осваиваешь в движении, адаптация проходит куда интереснее. Когда приходится по ходу вычислять, где находится та или иная «включалка», как управляется кондиционер и радио, острее чувствуешь все просчеты в эргономике, быстрее схватываешь логику построения приборной доски и расположения органов на консоли, не делая скидок не их внешний вид.
Так вот, на новой «Октавии» мне не удалось тут же «дать деру». Я выжал сцепление, потянулся включать первую передачу и «завис»...
Вместо активного перемещения я занялся медитативным созерцанием интерьера чешской машины. Вроде окружал меня все тот же непримечательный пластик. Но все смотрелось настолько гармонично, что напросилось сравнение с пейзажем хорошего художника: с одной стороны, нет никаких вычурных или резких элементов, с другой же – нет и в помине однообразия и серой тоски. Иными словами – гармония.
Все в салоне не только надлежаще выглядит, но и хорошо справляется со своими функциями. Валики поддержки бедер и спины простроченных поперек подушек сидений приятно фиксируют тело. Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях и снабжена выверенными по длине и усилию нажатия переключателями. Отлично организовано пространство между передними сиденьями, где нагородили место и для всяких цилиндрических предметов, и для небольшого подлокотника-бокса. В центре верхней части торпедо имеется второй бардачок, и, как выяснилось, не маленький. Для пассажиров заднего дивана предусмотрены центральные воздуховоды и пепельница. Пространства для ног задних пассажиров стало больше, чем у прежней «Октавии». Опять же в задней спинке – мягкий подлокотник, за которым спрятан лючок в багажник. Все продумано, ни к чему не придерешься.
Багажник зрительно не вырос, но его пространство организовано лучше: под верхней крышкой приторочили отсек для инструментов. На дно положили резиновое корытце, спинка складывается. Прочие удобства предлагаются уже за доплату. Например, можно установить руль с кожаной оплеткой и даже заказать такой же, но многофункциональный – с кнопками управления аудиосистемой.
Ощущение складности и дружелюбности этого автомобиля не выветривается и в движении. Впереди – пробка, окончание которой теряется где-то в городском смоге. Кто-то истошно сигналит, кто-то мечется из ряда в ряд, щедро обдавая соседей грязной мерзлой жижей. А внутри «Октавии» благодать такая, что даже на плед с камином ее променять не хочется. Машина катит мягко и почти беззвучно. Негромко и ясно звучит музыка. Климатическая установка отлично справляется со своей функцией и не выдает себя ни сквозняками, ни шумом. А старомодная зеленая подсветка приборной панели словно гипнотизирует: не спеши, расслабься, все успеешь. Я не припомню, чтобы какой-то другой автомобиль за 20 с небольшим тысяч долларов давал бы больше комфорта! Нет разве что в салоне дорогого кожаного запаха и встроенной в водительское кресло функции массажа.
Впрочем, чешская машина не располагает к агрессивной езде и по другой причине.
Динамика у модификации с 1,6 слабовата, причем даже предшественница с таким же литражом кажется в разгоне азартнее, в сравнении это особенно хорошо заметно. Новой «Октавии» куда больше подошел бы двухлитровый бензиновый мотор с увеличенным моментом на низких оборотах или турбо, «лошадок» этак под 150.
Еще один недостаток «силового блока» новой «Октавии» – слишком мягкий демпфер крутильных колебаний трансмиссии. Он вынуждает к очень аккуратной работе педалью сцепления – небрежность оборачивается рывками машины. Но хуже всего то, что при интенсивном торможении двигателем машину снова (и теперь уж совсем неожиданно) может «заколбасить», когда нужно быстро переключиться, к примеру, с третьей на вторую передачу.
Претензии возникли и к работе тормозов – в последней фазе, когда автомобиль уже почти останавливается, колодки «закусывают» тормозной диск. Я беспощадно гонял прежнюю «Октавию», пытаясь выявить и у нее те же недостатки, – ничего подобного! На ней сцеплением можно управляться так, как того требуют обстоятельства: хочешь – плавно, а хочешь – хоть на «отскок». И ее тормоза, кстати без АБС, понятны и прогнозируемы. Во всяком случае, они не заставляют водителей и пассажиров дружно клевать головами в момент остановки, когда, казалось бы, замедление проходило максимально плавно. Не исключено, что такой алгоритм работы тормозов свойственен конкретной машине – у нее стояли нестандартные 17-дюймовые колеса и шины были куда шире и ниже по профилю... Возможно, из-за нестандартной «обувки» не совсем адекватно показала себя и задняя подвеска: у нее, мне кажется, маловаты ходы отбоя, из-за чего на хороших ямах слышны характерные стуки.
К безусловным преимуществам новой «Октавии» я бы в первую очередь причислил безукоризненно четкие ходы рычага переключения передач и прекрасное рулевое управление – его точности могут позавидовать многие «драйверз-кары». На баранке четко чувствуется «ноль», на прямиках нет ни малейших уводов, при перестроениях – и намека на рыскание. Прежняя машина в этом смысле также хороший пример, но прогресс новой модели ощутимый. Теперь «Октавия» не просто послушный автомобиль, а еще и предельно понятный: конечно, рулевое управление стало более чувствительно к колее и боковым порывам ветра, но при этом не пугает внезапными реакциями на простые, казалось бы, движения руля. Такое поведение машины с упреждением опасного развития событий мне по душе намного больше.
И в целом же дух и плоть этого автомобиля остались прежними – надежность, практичность, разумный компромисс между роскошью и доступностью.
Оптимальный набор. Я думаю, одобрил бы новую чешскую конструкцию и дядька Василий, любивший «Шкоду» не как мы, по-детски восторженно, а с рассудительностью опытного человека. Ведь одной из любимых его присказок наряду с «не мешай технике работать» и «хороший стук себя покажет» была «от добра добра не ищут».
|