Опубликовано: 4.1.2005
КОНСТРУКЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ
Автомобильная сигнализация - это электронное устройство, предназначенное для оповещения о попытке проникновения в автомобиль или о попытке его угона.
Автосигнализация обычно состоит из блока с разъемами для подключения жгутов проводов, а также брелока, предназначенного для управления блоком с помощью радиосигналов. Провода жгута подключают к автомобильной электропроводке и к периферийным устройствам сигнализации, таким как сирена, светодиодный индикатор, концевые выключатели, всевозможные датчики. Надо сказать, что количество периферийных устройств может быть различным и зависит от типа, а также от комплектации сигнализации.
Сирены бывают автономные и неавтономные.
Внутри автономной сирены находится аккумулятор, питающий сирену при попытке обезвреживания ее путем пере резания проводов, а на корпусе есть замок для отключения сирены специальным ключиком в случае необходимости, например, когда требуется снять с автомобиля аккумулятор. Неавтономные сирены "зависимы" от аккумулятора автомобиля или от резервного источника питания сигнализации (если таковой имеется).
Светодиодный индикатор
Служит для визуального сообщения о режимах работы системы. Когда сигнализация на охране, он мигает редко, примерно один раз в секунду. В остальных режимах светодиодный индикатор мигает по-другому, но в каждом по-своему. Очень важно, что почти на всех сигнализациях он позволяет диагностировать причину срабатываний, то есть определять, что послужило причиной последней тревоги: открывались ли дверь, капот или срабатывал датчик.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СИГНАЛИЗАЦИЙ
Оповещение владельца
Основной функцией сигнализации является охрана автомобиля путем оповещения хозяина о попытке проникновения в его автомобиль. Оповещение, как правило, происходит путем включения сирены, установленной под капотом и/или передатчика пейджера. Включение сирены и/или пейджера будем называть звуковой сигнализацией. При этом включается и световая сигнализация: мигают либо указатели поворотов, либо габаритные огни. Таким образом, сигнал тревоги (сигнал оповещения) состоит из звукового и светового сигналов. Если вдуматься в смысл слова сигнализация, то и назначение ее станет ясным. Заострим внимание на этом, казалось бы, очевидном факте вот почему.
Многие считают, что основной функцией сигнализации является отпирание и запирание дверей при нажатии на кнопку брелка. Бывают ситуации, когда клиент просто не может понять: как это вообще может существовать сигнализация, которая не запирает и не отпирает дверей. Если вам это тоже непонятно, вернитесь к началу абзаца. Не стоит заказывать сигнализацию, если вам нужно только отпирание и запирание дверей с помощью брелка. Для этой цели существуют специальные устройства - радиоуправляемые центральные замки.
А быть может, вам больше придется по душе иммобилайзер с центральным замком? Если же в автосалоне таких устройств нет, и вы вынуждены установить сигнализацию, обязательно заострите внимание менеджера на том, что вы хотите пользоваться сигнализацией как радиоуправляемым центральным замком. Дело в том, что у некоторых моноблочных сигнализаций такой возможности попросту нет.
С функцией охраны следует сопоставить еще одну вещь - код брелка. Это радиосигнал, который передается при нажатии кнопки. Код брелка бывает фиксированным (статическим) и плавающим (динамическим). Последний меняется каждый раз, когда вы нажимаете кнопку брелка, и система встает на охрану или снимается с нее. Естественно, плавающий код лучше фиксированного. Производители сигнализаций с плавающим кодом обещают немыслимое число кодовых комбинаций, то есть код за время жизни автомобиля не повторяется никогда.
Итак, основная функция сигнализации - охрана. Она подразделяется на охрану периметра и работу датчиков.
Охрана периметра
Охрана периметра означает срабатывание сигнализации при открывании любой двери автомобиля, а также капота и багажника. Реализуется она с помощью концевых выключателей. У большинства автомобилей при открытой двери горит подсветка салона. Подсветка реализована с помощью штатных концевых выключателей, их же используют и для сигнализации, а для реакции на открывание капота и багажника устанавливают дополнительные концевые выключатели.
Датчики: типы и назначение
Датчики - это устройства, подключаемые к сигнализации и служащие для реагирования на различные воздействия, прикладываемые к автомобилю. Различают датчики удара, объема, качения (смещения) и другие.
Датчики удара, как правило, вибрационные, ими комплектуют многие сигнализации в силу дешевизны.
Датчики объема дороже, и бывают они двух типов - ультразвуковые и микроволновые (или, что то же самое, радарные). Ими комплектуют дорогие сигнализации.
Датчики смещения (качения, положения) - самые дорогие независимо от принципа работы. Сигнализации ими практически не комплектуют, но надо иметь ввиду, что только эти датчики способны среагировать на поддомкрачивание автомобиля.
Датчики удара и микроволновые датчики объема бывают одно-зонные и двух-зонные.
Двухзонные датчики - те, что при слабом воздействии подают предупредительный сигнал "попискиванием" либо "покрякиванием" сирены, а при сильном воздействии включают полный цикл тревоги, тогда как однозонные датчики всегда включают сирену на полную "катушку".
Концевой выключатель ("концевик") - это тоже датчик, причем самый простой. Он реагирует на открывание двери, капота или багажника. Принято рассматривать работу датчиков отдельно от охраны периметра. Тому есть несколько причин, основная из которых состоит в том, что охрана периметра является обязательной функцией любой сигнализации, но не все сигнализации комплектуются датчиками. Тем не менее, есть возможность для подключения любого датчика к любой сигнализации, при этом может возникнуть только проблема двух-зонности (будет работать лишь одна зона из двух), а уж одно-зонные датчики всегда можно подключить.
Блокировка двигателя
Второй (если не первой) по значимости функцией сигнализации, с точки зрения охранных свойств, является блокировка двигателя. Стандартно двигатель блокируется при включении охраны, т. е. когда автомобиль под охраной, двигатель его не заводится. Если же алгоритм работы сигнализации предусматривает включение блокировки в других ситуациях, без включения охраны, это означает, что сигнализация обладает функцией противоугонной системы или иммобилайзера.
Блокировка двигателя бывает активной или пассивной. Это вопрос аппаратной реализации, рассматривать подробно его не имеет смысла. Отличие активной блокировки от пассивной в том, что при отключении питания системы первая исчезнет, а вторая сохранится. В этом плюс пассивной блокировки - она более надежна. Активная лучше тем, что пользователю легче ее нейтрализовать в случае неправильной работы системы. Для этого достаточно обесточить систему - вынуть предохранитель либо разъем из блока.
Выполняют блокировки с помощью обычных электромеханических реле. Если реле вмонтировано в блок, то говорят, что блокировка встроенная. В противном случае блокировка внешняя, для ее реализации требуется установка дополнительного реле. Но, с точки зрения потребителя, важнее то, сколько блокировок реализовано в системе, и каких именно - активных или пассивных.
Рассмотрим этот вопрос с точки зрения охранных качеств. Две блокировки лучше одной, пассивная лучше активной, встроенная несколько лучше выносной, а еще лучше дистанционная. Смысл дистанционной блокировки в наличии в системе специального электронного реле. Оно зачастую похоже на обычное, которое не связано проводами с блоком, а управляющий сигнал получает по штатной проводке автомобиля или радиоканалу. Дистанционные блокировки обычно пассивны, хороши они на достаточно дорогих, сложно устроенных автомобилях. На отечественных карбюраторных автомобилях толку от них мало. К сожалению, для подобных автомобилей не представляется возможным сделать достойную блокировку.
Есть устройства, которые вроде бы относятся к сигнализации, но представляют собой независимые изделия - это приводы и модули центрального замка, модули стеклоподъемников, дополнительные датчики, и другие.
Пейджер в нашем контексте - это автопейджер. Имейте ввиду, что компании пейджинговой связи распространяют совершенно другие пейджеры. Пейджер автосигнализации состоит из блока-передатчика, устанавливаемого в салоне автомобиля и брелока-приемника. Он предназначен для работы вне зоны слышимости сирены. При срабатывании сирены сигнализации приемник пейджера тоже подает свой "голос", информируя хозяина о тревоге. Пейджеры различаются по частотам радиоканала и
по дальности действия.
Стоит отметить также, что некоторые сигнализации могут работать в режиме иммобилайзера (имеют функцию иммобилайзера), когда при автоматической постановке на охрану включается не сигнализация, а только блокировка двигателя.
Сервисные функции
Определившись с фирмой можно поговорить уже и о сервисных возможностях сигнализации. На данных момент их существует великое множество и просто невозможно рассказать о всех. Поэтому остановимся на наиболее популярных и часто встречающихся.
? Открытие/закрытие замков дверей при постановке/снятии с охраны. Так называемая функция "центрального замка";
? Закрытие окон и люка. Для некоторых именно эти функции являются просто незаменимыми.
? Отдельное открывание багажника: багажник открывается по команде с брелока, а двери салона в это время находятся под охраной - удобно ездить за покупками;
? Дистанционный запуск двигателя;
? Функцию VALET: отключение сигнализации при передаче ее в автосервис, что избавляет вас от необходимости передавать брелок его работникам;
? Возможность эксплуатации машины без брелка;
? Бесшумная постановка на охрану.
|