|
|
|
|
|
В помощь автолюбителю >>
|
|
|
|
Опубликовано: 13.8.2012 Рано или поздно каждому водителю приходится общаться с инспектором ГАИ. При возникновении определенных проблем многие стремятся решить их "оплатив штраф на месте". Хотя есть вполне законные и цивилизованные способы выйти сухим из воды.
В первую очередь следует отметить, что работники ГАИ могут останавливать транспортные средства лишь в случаях нарушения требований правил дорожного движения (далее - ПДД) или когда есть сведения о незаконном овладении транспортными средствами, об их противоправном использовании, или же в случае исчезновения автомобиля с места дорожно-транспортного происшествия. Поэтому если вы не нарушали ПДД, а вас остановили, то можно предположить, что причина внимания работников ГАИ к вам кроется в следующем: или ваш автомобиль находится в розыске, или вы якобы совершили ДТП и исчезли с места происшествия. Учитывая это, целесообразным будет поинтересоваться у автоинспектора, какие основания остановки и что именно было нарушено. Если же выяснится, что нарушений нет, а вас остановили по подозрению, что автомобиль находится в розыске, постарайтесь узнать, кто и по какой причине объявил розыск машины похожей модели и демонстративно записать сведения о гаишнике и разыскиваемом автомобиле.
Вы останавливаетесь
Можете не спешить выходить из автомобиля с распростертыми объятиями к работнику ГАИ, поскольку после остановки транспортного средства автоинспектор сам должен без задержки подойти и представиться. (Если вы видите, что он не собирается этого делать, можете спокойно трогаться и продолжать движение. Если же работник ГАИ повторно решит остановить вас, сообщите ему о том, что обязательно воспользуетесь телефоном доверия, который указан на патрульной машине, и сделаете заявление об этом инциденте.) Для разговора с водителем работник ГАИ не имеет права требовать, чтобы он вышел из автомобиля, кроме тех случаев, когда его нахождение рядом с транспортным средством создает угрозу его личной безопасности, когда необходимо устранить нарушения (технические неисправности, правила перевозки грузов и т. п.), когда необходимо сверить номер агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах, если имеются основания считать, что водитель находится в нетрезвом состоянии, если есть причины для личного осмотра водителя и его вещей, если водитель или его пассажиры подозреваются в совершении преступления. В любом случае, если автоинспектор настаивает на том, чтобы вы вышли из автомобиля, обязательно поинтересуйтесь у него, какая конкретно тому причина.
Во время обращения к водителю работник милиции обязан приложить правую руку к головному убору, поздороваться, четко и понятно назвать свою должность, звание и фамилию, разъяснить причину остановки транспортного средства. По требованию водителя инспектор ГАИ должен предъявить свое служебное удостоверение.
Перечень документов, которые должны быть у автоинспектора
Чтобы патруль ГАИ мог считаться правомочным для несения службы, у милиционеров (п. 39 Устава патрульно-постовой службы милиции Украины) должна быть карточка, которая выдается им при выходе на службу и сдается после ее окончания. В ней указываются: маршрут наряда, его протяженность, границы, время несения службы.
Итак, в интересах автомобилиста требовать у работников ГАИ предъявить для ознакомления их маршрутные карточки и графики перемещения между конкретными местами несения службы, не говоря уже о служебных удостоверениях. Если выяснится, что данные в этих документах не отвечают обстоятельствам вашей остановки (например, в маршрутной карточке указан абсолютно другой район), вежливо укажите на это работникам милиции и попросите их больше вас не задерживать, в противном случае можно смело вызывать на помощь их коллег, поскольку эти работники ГАИ занимаются не патрулированием, а поиском заработка.
Обязанности водителя
По требованию автоинспектора водитель обязан:
1. Представить для проверки соответствующие документы: свидетельство на право управления транспортным средством соответствующей категории (права) и прилагающийся к нему талон, регистрационный документ на транспортное средство (техпаспорт), полис о страховании гражданско-правовой ответственности. Данные документы необходимы в том случае, если автомобиль используется владельцем в некоммерческих целях, в другом случае их потребуется значительно больше. (Согласно пп. "г" п. 2.1 ПДД водитель должен иметь при себе "в установленных законодательством случаях путевой лист и документы на перевозимый груз; на маршрутных транспортных средствах - дополнительно схему маршрута и расписание движения; на транспортных средствах, перевозящих крупногабаритные или тяжеловесные грузы, - разрешение на движение; на транспортных средствах, перевозящих опасный груз, - технические условия на перевозку, свидетельство о допуске водителя и допуске транспортного средства к перевозке опасного груза и разрешение на дорожную перевозку".)
2. Дать возможность проверить техническое состояние, номера агрегатов и комплектность транспортного средства. Следует иметь в виду: проведение проверок технического состояния автомототранспорта имеют право проводить только работники государственной автотехнической службы подразделений ГАИ МВД Украины (т. е. обычный инспектор ГАИ на дороге не имеет права начать техосмотр автомобиля).
3. Дать возможность осмотреть транспортное средство (однако не проводить его обыск). О таком осмотре составляется протокол или делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Осмотр отличается от обыска тем, что при осмотре активные действия по осмотру проводятся автомобилистом (например, вы сами открываете багажник, поднимаете капот и т. д.); при этом вы выполняете указания автоинспектора, а он, в свою очередь, лишь наблюдает за вашими действиями и вещами. С формальной точки зрения осмотр автомобиля без соответствующей санкции можно считать незаконным. Чтобы избежать конфликта, можно добровольно предоставить автомобиль для осмотра, но без понятых это делать нежелательно.
4. По требованию инспектора ГАИ водитель обязан пройти в установленном порядке медицинское обследование для определения состояния алкогольного опьянения, влияния наркотических или токсичных веществ. Однако для такого требования необходимо, чтобы автоинспектор указал водителю, какие именно факторы (в поведении, во внешнем виде и т. п.) послужили для этого основанием. При этом настаивайте на том, чтобы все эти факторы были внесены в протокол и если есть возможность, обязательно внесите в протокол показания свидетелей (по поводу того, "видят" ли они эти факторы).
Действия водителя
Если водитель остановлен за нарушение правил, это еще не означает, что его привлекут к административной ответственности. Дело в том, что автоинспектору бывает часто чрезвычайно нелегко доказать наличие состава правонарушения и самого факта правонарушения. Предположим, что вы на самом деле превысили скорость и вас остановили. Но как инспектор ГАИ докажет, что именно вы, а не кто-то другой из участников дорожного движения превысил скорость и было ли вообще превышение скорости. Скажем сразу, все это - головная боль исключительно работника ГАИ. Если у него есть радар (сертифицированный, опломбированный, примененный в соответствии с ТУ), который не только фиксирует скорость, а и фотографирует автомобиль в данный момент, то, конечно, в этом случае гаишник имеет документальное подтверждение событий вашего правонарушения. Но если его радар не фотографирует автомобиль, то каким образом он докажет, что именно вы превысили скорость и на сколько. Какие свидетели могут подтвердить нарушение? Неужели именно ваш автомобиль был объектом их пристального внимания? Единственное, что придется сделать, это в объяснении написать, что вы двигались, например, со скоростью 40 км/ч и вообще собирались остановиться (повернуть, искали место, чтобы развернуться), а так как рядом двигался плотный поток машин, то была измерена их скорость движения.
Вас остановили на трассе за непристегнутый ремень безопасности? В объяснении напишите, что ремень был пристегнут, а отстегнуть его пришлось, когда выходили из машины. Если с вами в данный момент в машине находились люди, они, как свидетели, могут дать свои показания в протоколе. Конечно, не следует лезть на рожон, когда вас тормозит целый отряд милиционеров с автоматами наперевес. Качать перед ними свои права так же неправильно, как и отрицать свою вину при явном нарушении, когда вы допустили его на глазах у многих очевидцев. В других же случаях - когда нарушение неочевидно и малозначительно, гаишников один-два, свидетелей нет или наоборот их много у вас в машине - можно и "побороться".
Особенности составления протокола
Протокол об административном правонарушении - это документ, который фиксирует содеянное правонарушение на бумаге (кто, как, где, каким образом совершил нарушение, кто его обнаружил и кто составил протокол). При рассмотрении дела о нарушении протокол будет одним из важнейших доказательств. Поэтому требования к его оформлению очень строги, а работник ГАИ должен составить его с максимальной внимательностью. Протокол должен быть составлен именно на месте нарушения, а не потом - в кабинете (исключение: невозможно установить личность водителя (нет документов) или отсутствуют бланки протоколов). Помните, что в протоколе фиксируются только те события, которые на самом деле произошли, поэтому не соглашайтесь с любыми неточностями, которые автоинспектор может занести в протокол. Знайте, что вы можете отказаться подписывать протокол, о чем в нем делается соответствующая запись. Также вы имеете право подать объяснение и замечание относительно содержания протокола, которые прилагаются к нему, или изложить мотивы своего отказа от его подписания.
Заключение
Итак, помните, что обязанность доказательства вашей вины лежит на гаишнике и его сослуживцах. Если вы уверены в своей невиновности, с самого начала отстаивайте свою позицию: требуйте занесения всех своих замечаний в протокол об административном правонарушении, не соглашайтесь с теми нарушениями, которые вам приписывают, и обязательно фиксируйте это в протоколе.
Знайте свои права и пользуйтесь ими.
Михаил ДУДНИК, газета "Частный предприниматель" № 10, май 2005
|
|
ГАИ забирает права. Что делать? >>>
|
|
|
|