Опубликовано: 4.1.2005
В отличие от домашней радиоаппаратуры автомобильный приемник работает в тяжелых условиях: резкая смена температур, пыль, тряска. Приемник также должен быть эффективно защищен от помех, создаваемых самим автомобилем и его электрооборудованием, которое является мощным источником электромагнитных колебаний.
Спецификой работы радиоприемника в движущемся автомобиле является и то, что условия приема радиосигнала его антенной постоянно меняются, величина электромагнитного поля колеблется, уровень отраженных сигналов и помех непрерывно ?скачет?. Отсюда необходимое условие: автомобильный приемник должен обладать высокой избирательностью, улучшенной чувствительностью, средствами фильтрации помех.
Неотъемлемой частью высокочастотного тракта автомобильного радиоприемника является приемная антенна, конструктивное исполнение и способ подключения которой к тюнеру также значительно влияют на качество звучания.
В автомобиле используются антенны двух видов: пассивные (без усилителя) и активные (с усилителем). В большинстве случаев применяются пассивные антенны, представляющие собой телескопический штырь - несимметричный вертикальный вибратор, закрепленный в корпусе разъемом или специальными выводами для подключения соединительного кабеля ко входу приемника. При необходимости такую антенну можно отсоединить или сложить. Как правило, предусматривается цепь управления мотором привода антенны. При включении магнитолы такая антенна выдвигается автоматически.
Для тех, кто ради антенны не желает дырявить кузов своей машины, можно предложить другой способ: например, крепление на желобке водостока. Сверлить при этом ничего не надо - антенна закрепляется практически намертво одним прижимным винтом и при необходимости может быть легко снята. Другой вариант: при клеить антенну к верхней кромке стекла - сигнал от нее будет поступать через соответствующий адаптер, приклеенный в том же месте, но с внутренней стороны окна.
Все внутрисалонные модели антенн - активные. Чтобы металлические части кузова не экранировали антенну, ее располагают ближе к поверхности стекол, обычно около зеркала заднего вида. В некоторых случаях ?усы? и вовсе приклеивают к стеклу. Иногда производители автомобилей в качестве антенны используют нити обогревателя заднего стекла.
Диапазоны вещания и система радиоданных (RDS)
Радиовещание в УКВ-диапазоне с частотной модуляцией является наилучшим способом передачи звуковых программ по радио: практически без искажений, с очень низким уровнем помех и возможностью получения широкого частотного диапазона и стереофонического звучания. Радиовещание с амплитудной модуляцией, которое ведется в диапазонах длинных, средних и коротких волн, не может конкурировать по качеству с УКВ-вещанием, так как передает относительно узкий диапазон звуковых частот и подвержено сильному влиянию промышленных и атмосферных помех, а также страдает от взаимных помех между соседними по частоте радиостанциями. В то же время зона распространения сигнала в УКВ-диапазоне невелика (в радиусе примерно 70 км, в зависимости от высоты передающей антенны).
УКВ-диапазонов в мире два: российский (65,8-74 МГц) и европейско-американский (88-108 МГц). Последний в России именуют FМ-диапазоном. Принято российский диапазон УКВ называть ?нижним?, а западный - ?верхним?.
Магнитолы отечественных производителей выпускаются, как правило, с расширенным УКВ-диапазоном (УКВ+РМ). Зарубежные фирмы, ориентированные на наш рынок, также предусматривают в своих моделях верхний и нижний FМ-диапазоны.
Система RDS (Radio Data System) - это источник дополнительной информации, передаваемой одновременно со звуковым сигналом радиовещательными станциями, работающими в диапазоне УКВ (FМ). Она предназначена в основном для водителей транспортных средств. Информация отражается на дисплее магнитолы в виде символов или слов.
Система RDS предусматривает предоставление водителю оперативной информации о заторах и пробках на автодорогах, возможных путях объезда, метеоусловиях и т. д. Принцип передачи данных в системе RDS аналогичен используемому при передаче телетекста для бытовых телевизоров.
|