Опубликовано: 16.3.2009
В феврале кризис ослабил свое влияние на рынки Европы, что вылилось в общее падение - 23%, а в странах ЕС и вовсе на 18,3%. Еще несколько месяцев назад спад продаж достигал четверти рынка! Но благодаря действиям властей в отдельных странах удалось преломить ситуацию и даже выйти на рост продаж автомобилей.
В Украине решили изобрести свой собственный уникальный путь и "закручивали" "гайки" налогов. Рынок очень быстро отреагировал беспрецендентным падением в 5 раз (!), в результате чего Украина скатилась с крепкого 7-го места на 14-е, пропустив вперед такие рынки как Швеция, Греция, Швейцария, Австрия и даже Польша. Как сообщает AUTO-Consulting, по темпам падения рынка Украину обогнала лишь Исландия, где в конце 2008 года был зафиксирован дефолт и продали всего 91 авто за месяц.. Даже в странах Прибалтики на сей раз сумели сдержать темпы падения рынка чуть лучше, чем в Украине. От былого потенциала и мощи осталось лишь 11 тыс. авто, которые дилеры героическими усилиями в убыток себе смогли продать. Таковы результаты февраля 2009 года.
Эти результаты важны как индикатор эффективности мер по борьбе с кризисом. Во многих странах власти пытаются минимизировать последствия спада рынка и предлагают различные подходы, от стимулирования покупателя нового авто, решившего обменять его на старое, до прямых дотаций автопроизводителям.
Показательно, что в феврале усилия властей уже успели проявиться, в Украине, к сожалению, тоже.
В Германии действовала программа стимулирования замены авто старше 9 лет на новые модели. Покупателю государство выплачивало 2500 евро. В результате в феврале рост продаж составил +21,5%. данная программа рассчитана на 600 тыс. автомобилей, которых хватит на несколько месяцев. Но в немецких автосалонах о кризисе уже забыли.
В Италии также стимулировали покупателей менять старые авто на новые, предлагая компенсацию в 1500 евро. Но то ли схема слишком сложна, то ли деньги еще не дошли к рынку, но результата пока нет. Спад -24%.
Франция также ввела стимулирование замены старых авто на новые и предлагает компенсацию от 1000-1500 евро. Государство хотело также выделить средства автопроизводителям, но из-за критики других стран пока это не сделало. Французам показалось мало компенсаций и спад продаж во Франции составил 13%.
Россия повысила пошлина на импортные автомобили и будет компенсировать часть ставки по кредитам для автомобилей, выпускаемых на территории РФ, оплачивать доставку авто в отдаленные регионы и т.п. Пошлины уже действуют, а целевые программы поддержки потребителей пока нет. В феврале спад рынка - 38%.
Испания еще недавно была близка к украинскому рынку, так как занимала 6-е место. Здесь пока не ввели программы стимулирования покупателей по немецкому образцу и спад достиг - 49%. К слову, тренд на спад в Испании наблюдается уже 9 месяцев, а программы лишь готовятся. Зато государство выделит самые значительные среди стран ЕС суммы прямых дотаций автозаводам.
В Великобритании пока не ввели действенную программу по спасению авторынка. На родине парламентаризма и истинных джентельменов пока дискутируют о будущих мерах и склоняются к немецкому опыту. Также здесь готовы финансировать отдельные производства. Пока нет решительных мер - рынок продолжил спад на -21%.
В Польше смогли продемонстрировать осторожный рост рынка +7,3%, притом положительные результаты здесь фиксируют уже не первый месяц. Складывается впечатление, что поляки - самая благополучная нация, но оказалось, что причина в ценовой политике. Также интерес к польскому рынку проявляют и немцы, так как здесь цены ниже. Также в Польше готовятся стимулировать замену старых авто по немецкому опыту.
Украина продемонстрировала результат - 78,3%. А что еще можно было ожидать, когда стимулировать расставаться со старыми авто здесь решили непомерным транспортным сбором, превышающим в несколько раз стоимость самого авто. Покупать новое авто "стимулировали" увеличившимся акцизом и взлетевшим курсом валют, при этом почему-то вместе взлетели в цене и авто украинского производства. Потребитель не принял такой "заботы" от государства. Государство опомнилось и отменило непомерный транспортный налог, зато ввело 13% дополнительной пошлины. Сейчас ждут результатов с таможни, где уже констатируют остановку импорта.
Румыния в феврале сдала 66% рынка. Здесь также планируют ввести программу стимулирования покупки новых авто, в замен устаревших.
Словакия также испытывает большой спад рынка в - 37,9%. Правительство уже заявило, что будет пытаться использовать кризис в свою пользу, стимулируя замену старых авто доплатой 1500 евро.
Латвия очень близка к показателю Украины - 76% спад рынка. Здесь также решили повысить транспортный сбор, чем спровоцировали уличные беспорядки в Риге. Удивительно, что одинаковые безответственные действия властей ведут к близким результатам для рынка.
Завершая обзор остановимся на Исландии, где сейчас вообще не до автомобилей. В феврале купить себе новенькое авто решился всего 91 житель острова. Там нет никаких программ, поскольку в казне нет денег, нет и поводов для оптимизма.
|