Опубликовано: 24.6.2009
Как сообщает AUTO-Consulting, в мае рынок перепродаж подержанных автомобилей активизировался и продемонстрировал неплохие показатели. В сравнении с 2008 годом на рынке б-у число сделок снизилось на 14%, против –74% на рынке новых авто.
Такой незначительный (по украинским меркам. Прим. Ред.) спад обусловлен стремлением украинцев приобретать недорогие автомобили, стоимостью до $10000. Именно в этом сегменте происходит большинство сделок на рынке.
AUTO-Consulting провела специальное исследование, в результате которого пыталась выяснить: Повлияло ли на рынок появление «залоговых» автомобилей, которые предлагают сами банки и структуры по их поручению.
Как утверждают в AUTO-Consulting, на рынке всегда были автомобили, ранее приобретаемые с помощью кредитных инструментов. В частности, в аналогичный период 2008 года в Украине продавалось 17-19% подержанных авто в возрасте до 7 лет с кредитной историей. Как правило, заемщик расплачивался с банком, снимал авто с реестра залогового имущества, и дальше уже распоряжался авто по своему усмотрению.
Были и авто, которые банки изымали у неплательщиков и ставили на реализацию.
Проанализировав тенденции 2008 и 2009 года, в AUTO-Consulting пришли к выводу, что массового появления на рынке «залоговых» автомобилей не наблюдается. Так, год назад в месяц в среднем продавалось 17-18% «кредитных» авто. В 2009 году этот показатель увеличился до 21% при сохранении количественных показателей, но такой рост обусловлен ростом самого кредитования в предыдущие годы, то есть формально очень динамично росла доля самого кредитования (в пиковые моменты она достигала 55%). Если же сравнить количественные показатели, то в 2009 году резкого всплеска «кредитных» машин не наблюдается, а дополнительный приток от банков исчисляется в сотнях штук.
Отметим, что «банковские» автомобили «достигли рынка» лишь к маю и оказались на нем «каплей в море» с долей в пределах 1%. Учитывая тот факт, что банки неохотно идут на демпинг по «залоговым» авто, можно констатировать, что на ценообразование эти автомобили вообще пока не влияют.
По оценкам AUTO-Consulting за время «кредитного бума» 2003-2008 гг. было продано с помощью кредитов 750 тыс. автомобилей. Большинство заемщиков уже их погасили или находятся на финальной стадии данного процесса. В зоне «риска» находятся до 100 тыс. автомобилей. При нынешней ситуации с платежами, их владельцы в большинстве своем смогут рассчитаться с банками. Даже, если предположить высокую долю неплатежей, то объем в несколько тысяч автомобилей, который может поступить на рынок, тем более растянутый во времени, не окажет влияния. В Украине в месяц в среднем продается около 30-35 тыс. автомобилей, из них 14-16 тыс. – это авто «кредитного» возраста. Одна или две сотни «залоговых» автомобилей не удовлетворят спрос.
Фактически, рынок и сейчас получает бывшие «кредитные» автомобили от тех, кто уже погасил займ. Физические лица более гибко могут снижать стоимость, экспериментировать с рекламными носителями и больше влияют на ценообразование, чем банки.
По данным коллекторской компании "Финансовое агентство по сбору платежей" более 30% заемщиков, оформивших потребительские кредиты 2007-2008 гг., к началу июня 2009 г. имеют решение судебных органов, что означает начало процедуры исполнительного производства (изъятие залогового имущества).
Денис Дольский, начальник юридического департамента «ФАСП» (Украина): «Такие выводы мы можем сделать, исходя из проблемных портфелей, передаваемых банками на отработку нашему агентству. В течение мая-июня текущего года количество дел, по которым имеются решения суда, увеличилось на 15%».
Реально это означает, что банки только подошли к массовой работе по отчуждению залогового имущества и еще пройдет время, пока это имущество начнет поступать на рынок.
|