Опубликовано: 15.7.2008
Июнь стал переломным месяцем для автомобильного рынка после привычных многолетних показателей роста. Фактически, в июне совпали все негативные факторы: отложенный спрос, осложнение автокредитования, рост цен на топливо, а главное – неопределенность с будущей ценовой политики. Но…рынок выстоял. По данным AUTO-Consulting, в июне зафиксирован 3%-ый рост по сравнению с майским результатом. В сравнении с прошлогодним июнем рост продаж составил 22,5%.
«Месяц был очень трудным, а итоговая таблица результатов просто шокирует – таких глобальных перемен давно не происходило, но рынок не свалился в отрицательную динамику, а даже продемонстрировал небольшой рост. Это позволяет с уверенностью говорить о дальнейшем тренде на рост уже в ближайшее время» - считают в AUTO-Consulting.
В отличие от других сегментов экономики, в которых наблюдается реальный спад, автомобильный рынок абсолютно здоров и сумел преодолеть кризис самостоятельно.
Синдром ВТО
В AUTO-Consulting основной причиной замедления темпов роста называют именно неопределенность с пошлинами на автомобили после вступления Украины в ВТО. Фактически, рынок был в «подвешенном» состоянии с конца апреля до начала июня, когда вообще было непонятно, какими и когда будут пошлины на автомобили. С 16 мая Гостамслужба ввела новые ставки 10% своим письмом, но в Верховной Раде не утихали баталии вокруг переноса сроков на 1 января 2009 года.
В первой неделе июня депутаты принимают Закон №2351-1, которым возвращают 25%-ую пошлину для 85% авторынка. Разумеется, такой негативный сигнал вообще «подвесил» рынок. Далее последовало томительное ожидание подписей принятого закона в различных инстанциях. Только к 20 июня стало известно, что Президент ветировал закон, как не отвечающий соглашениям по ВТО. Но у депутатов еще остается возможность преодолеть президентское «вето» и отыграть назад ситуацию.
На фоне таких законодательных «шатаний», ситуацию дестабилизировал рост ставок по автокредитам и ужесточение кредитной политики банков. В добавок, «давили» вниз и цены на топливо. Вот в каких условиях потребителям пришлось делать свой выбор: либо отложить покупку до лучших времен, либо смириться и стать обладателем авто сейчас.
Награда за смелость
Итоговый рейтинг продаж за июнь вполне можно отождествлять с наградами за смелость. Не смотря на то, что уже с 16 мая дилеры начали растамаживать автомобили под 10% (против прежних 25%), цены снизили лишь не многие. Кроме того, в июне произошли изменения курсовой политики, и, в конечном итоге, в гривневом эквиваленте многие автомобили стали доступнее. Снизились и косвенные расходы, участвующие в ценообразовании. Некоторые операторы тут же отреагировали пересмотром цен на 5-13%, и к ним сразу поспешили покупатели. Чем щедрее были дилеры – тем больший поток клиентов они получили.
Заметим, что ряд операторов в июне вообще никак не реагировали на изменения на рынке. Результат не заставил себя ждать.
Бороться с осложнением кредитования покупателей дилеры начали с помощью совместных акций с банками, привлекая клиентов под небывало низкие проценты. Доходило даже до 0,01% годовых, но цены пока держались. В июне потребители могли уже забыть, что в глобальном масштабе выросли ставки по автокредитам – на них буквально свалился «дождь» всевозможных акций.
Кто победил?
По данным AUTO-Consulting в июне лидерство по-прежнему удерживал АвтоВАЗ. Но доля Lada уже составляет 16,4%. Для сравнения, еще месяц назад российские автомобили контролировали 18,4%. В июне АвтоВАЗ не запускал никаких акций.
Второе место у Daewoo и 12% рынка. Сказалась масштабная рекламная кампания по Lanos и ценовые преференции.
А теперь самая главная сенсация. Третье место по итогам июня у Mitsubishi и доля рынка 7,6%. Mitsubishi в июне предлагала щедрые скидки до 13%, которые позволили добиться небывалого результата.
Четвертое место досталось Hyundai. Как мы и прогнозировали, этому корейскому брэнду удалось обойти Chevrolet, и у него достаточно потенциала тягаться и за третье место . В итоге у Chevrolet только 5-е место и приличный спад продаж.
Неплохо поработали дилеры Skoda и смогли выйти на 6-е место с результатом в 5,3%. Toyota продемонстрировала стабильный результат, но в июне еще не корректировала ценовую политику. У ЗАЗа - 8-е место.
В активе дилеров Chery была сначала беспрецендентная кредитная акция (под 0,01% годовых), а затем и снижение цен на все модели, но июньские результаты не слишком радуют – лишь 3,8% рынка. Зато Nissan прорвался в «десятку» и нарастил объемы продаж.
Удивительные показатели в сегменте Premium. Здесь AUTO-Consulting фиксирует стабильный рост основных «игроков» по 10-15% в сравнении с майскими показателями. Именно поведение Premium говорит о том, что рынок легко преодолеет кризисные явления и продолжит свой рост. Lexus, Mercedes-Benz, BMW – уже выходят на новый уровень продаж. Стабильно увеличиваются продажи Acura, Infiniti.
Что дальше?
Уже в июле появится ясность с законодательством (скорее всего депутаты отложат рассмотрение Закона №2351-1 на осень), разойдутся складские запасы, завезенные по старым ставкам, и дилеры начнут более щедрую политику. Результаты июня показали, что выигрывает более смелые операторы, открыто предложившие реальное снижение цен. Наверняка мы увидим «второй круг» акций и скидок.
|