Опубликовано: 24.2.2009
Сегодня стало известно, что Президент Виктор Ющенко подписал Закон №3379 "Про внесення змін до деяких законів України з метою поліпшення стану платіжного балансу України у зв'язку із світовою фінансовою кризою", в котором предусмотрено введение дополнительного таможенного сбора 13% на автомобили, грузовики и автобусы. Фактически, речь идет о том, что к существующей пошлине 10% добавляется еще 13% сбора (по начислению он приравнен к пошлине). Таким образом, иномарки, с учетом НДС, получат дополнительную нагрузку до 15-16%. В результате, импортные автомобили станут ощутимо дороже, а в отдельных сегментах и вовсе недоступными.
В условиях сокращающегося авторынка такой ценовой удар, безусловно, скажется на результатах продаж.
Президент уже держал в руках судьбу автомобильного рынка в начале января, когда у него на столе уже лежал закон №3379, в котором значились те же 13% повышения, но формально они назывались "временной надбавкой". В законе были расширенные полномочия Кабмина по регулированию списка товаров критического импорта, что тогда вызвало протест у Виктора Ющенко и он наложил "вето" на этот закон.
В своих замечаниях Виктор Ющенко тогда двояко трактовал мотивировку "вето": с одной стороны закон противоречит нормам ВТО, но с другой...Депутаты ухватились за эту "ниточку" и просто поправили определения, сняли несколько острых моментов и назвали 13%-ое увеличение - сбором. В такой редакции тот же закон №3379 и пошел на подпись Виктору Ющенко. Уже второй раз судьба авторынка оказалась в руках Президента. И он принял решение подписать закон. Как сказано на официальном сайте Президента, он подписал этот закон, учитывая негативное состояние платежного баланса и спад в промышленности, но не все его замечания были учтены. У Ющенко остались замечания к 13%-ой надбавке. По мнению Виктора Андреевича она не может применяться к товарам, поставляемых из тех стран, с которыми у Украины подписаны соглашения о свободной торговле (в данном случае намекается на Россию. Прим. ред.). Президент планирует обратился в Кабмин с предложением ликвидировать эту надбавку на подобные товары.
Далее приводим цитату с сайта Президента:
прикінцевими положеннями Закону передбачається запровадження тимчасової цільової надбавки до ставок ввізного мита, діючих напередодні набрання чинності Закону, у розмірі 13 відсотків митної вартості товарів, що ввозяться на митну територію України в режимі імпорту, крім товарів критичного імпорту. До товарів, на які розповсюджується така надбавка, зокрема, включено окремі позиції, що майже повністю імпортуються з держав, з якими Україною укладено міжнародні договори про вільну торгівлю. Зазначені договори, як правило, передбачають застосування до імпорту товарів із цих держав виключно кількісних обмежень або еквівалентних їм заходів, отже, до ставок ввізного мита на такі товари тимчасова цільова надбавка застосовуватися не може.
Крім цього, Глава держави звернувся до Кабінету Міністрів України з пропозицією скористатися наданим йому цим Законом правом та скасувати тимчасову надбавку на товари, які майже повністю імпортуються з держав, з якими Україною укладено міжнародні договори про вільну торгівлю.
Из теста официальной позиции, как минимум, так и не понятно, почему опять фигурирует понятие "временной надбавки", когда 4 февраля депутаты поменяли ее на "дополнительный импортный сбор", как и было указано в замечаниях к первой версии закона.
Как сообщил Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко, в Ассоциации автоимпортеров удивлены решением Виктора Ющенко. ВААИД публично обращалась к Президенту, призывая "ветировать" закон. Довольно однозначно высказывался и Вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Ферхойген, давая понять, что в Европе будут против. По словам, г-на Назаренко и рецензия Кабмина второй раз также была негативная. Но закон №3379 - подписан. После его публикации останется 10 дней. Фактически новые пошлины вступят в силу уже в начале марта. Более точная дата вступления в силу нового закона станет понятна уже на следующей неделе, но у операторов не так много времени, чтобы ввезти в Украину и растаможить автомобили по старым ставкам, да и не все найдут финансовые ресурсы...
Автомобильные дилеры уже активно готовятся к торговле подержаными автомобилями, рассчитывая на скорейшее принятие закона о trade-in. В интервью AUTO-Consulting Почетный Президент Корпорации "УкрАвто" Тариэл Васадзе сообщил, что уже в ближайшее время в Парламент поступит законопроект, в котором позволит вывести в официальный оборот торговлю подержаными авто. Как нам удалось выяснить, в новом законопроекте налогооблагаемая база будет сведена к разнице цены продажи авто дилеру и цены продажи конечному потребителю. Новый законопроект сделает торговлю подержанными автомобилями прибыльной для дилеров и выгодной для владельцев автомобилей. Именно этот закон даст основания для нового толчка в автомобильном бизнесе.
|