Опубликовано: 16.11.2015
Цена газа на АГЗС растет вдогонку за бензином и дизелем. С чем это связано, каковы перспективы у владельцев автомобилей с ГБО (газо-баллонным оборудованием), и повлияет ли рост стоимости газа на его качество, AUTO-Consulting выяснил у ведущих экспертов и операторов рынка.
Эксперты, с небольшими нюансами, единогласны в причинах, по которым произошло стремительное подорожание автомобильного газа на АЗС с 7 до 10-10,9 грн. за 1 л. Как оказалось, среди причин указывают не только объективные экономические факторы, но и субъективные – паника и, возможно, желание трейдеров разогреть рынок накануне «низкого» сезона.
В частности, заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев сообщил AUTO-Consulting, что за последний месяц розничные цены на сжиженный нефтяной газ выросли на треть. Непосредственной причиной этого стало подорожание цистерновых партий ресурса, вызванное уменьшением количества российских и белорусских оптовых предложений.
Поставки топлива из РФ были прекращены после формального запрета на экспорт нефтепродуктов в Украину (хотя эксперты подозревают трейдеров в банальном намерении «разогреть» рынок накануне низкого сезона). Поставки же из Белоруссии сократились из-за затянувшегося на Мозырском НПЗ планового ремонта и перехода Речицкого ГПЗ на выпуск раздельных фракций. Возникший в результате вакуум оказалось нечем заполнить, поскольку отечественные производители тут же воспользовались ситуацией, взвинтив цены на 30…40%, долго- и среднесрочные контракты с другими поставщиками у операторов отсутствовали, а свободного ресурса не хватило из-за роста его потребления в Европе, где газ используют в качестве котельного топлива. Из-за закрытости и непрозрачности данного сегмента украинского рынка даже ситуативный дефицит при традиционно небольших запасах привёл к ажиотажному спросу и быстрому подорожанию.
По мнению аналитика Консалтинговой группы «А-95» Артема Куюна, на цену нефтепродуктов в Украине традиционно действуют 2 фактора: конъюнктура мирового рынка и курс валюты, поскольку мы остаемся импортозависимой страной. С начала октября котировки газа в Европе начали рост, а тут еще и курс гривны начал ослабляться. На эти факторы наложился ресурсный дефицит, вызванный в свою очередь сбоями поставок из России, а также технологическими изменениями и регламентными ремонтами на заводах в Беларуси. Мультипликация этих факторов вызвала на рынке ажиотаж, иногда переходящий в панику, что дополнительно сказалось на росте цен.
Аналогично объясняют подорожание газа и сами трейдеры. Как сообщил AUTO-Consulting PR-директор Столичной сети АЗК KLO Антон Фролов, одним из главных поставщиков газа была Россия, но с октября наблюдаются масштабные сбои, отсюда повышение закупочного опта, и ритейлу не остается никаких шансов, как поднимать цены в рознице. Белорусы Мозырского НПЗ, в свою очередь, затеяли ремонт, что могло в какой-то момент спровоцировать дефицит на украинском рынке. Но этого не произошло – газ есть, но дороже, и теперь любые валютные колебания будут сказываться на его стоимости.
Удорожание газа пока никак отрицательно не повлияло на объемы его реализации. По оценкам «Консалтинговой группы А-95», за 10 месяцев 2015 г. потребление сжиженного газа в Украине выросло на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Поэтому, можно сказать, что сохранилась динамика 2014 г.
Антон Фролов также считает, что в целом рынок стабильный. Многие автолюбители перешли на более доступный вид топлива и рассчитывают на экономическую выгоду.
|