Опубликовано: 15.7.2008
Правила игры на автомобильном рынке Украины устарели настолько, решили в Минтрансе, что их нужно корректировать. С 1 июля 2009 года на таможенную территорию Украины предлагается пропускать только автомобили, соответствующие стандарту Евро-3, вместо действующего сейчас Евро-2. Кроме очевидной выгоды для экологии, новшество несет в себе и перемены для автомобильного рынка.
Предложение отказаться от автомобилей, соответствующих стандартам Евро-2, содержится в изменениях к Закону "О некоторых вопросах ввоза на территорию Украины транспортных средств" (относительно внедрения в Украине международных экологических требований к транспортным средствам).
Пока что они существуют только в виде законопроекта и, по словам замминистра транспорта Василия Шевченко, должны пройти долгий путь обсуждений в компетентных органах и Кабмине, прежде чем попадут в Верховную Раду. Но, несмотря на нестабильность работы украинского парламента, в принятии новых правил эксперты не сомневаются, а участники рынка к ним готовятся.
Застряли в Евро-2
К экологическим стандартам при производстве автомобилей Евросоюз пришел еще в 1992 году. Тогда был введен Евро-1, который содержал перечень требований по количеству вредных веществ в автомобильных выбросах. С тех пор он постоянно ужесточается. Вслед за Евро-1 появился Евро-2, на Евро-3 западные страны перешли с 1999 года. Сейчас в Евросоюзе действует экологический стандарт №4, а в следующем году появится Евро-5. С каждым разом в требованиях учитываются новые факторы нанесения вреда окружающей среде - Евро-2 избавил европейский воздух от свинца, оседающего в атмосфере вместе с автомобильными выхлопами, Евро-3 и -4 регулируют содержание серы.
Украина перешла на Евро-2 только с 2006 года. И в этом вопросе мы отстаем не только от стран Евросоюза, но и от России. Восточная соседка приняла стандарты Евро-3 еще 1 января 2008-го. И с тех пор основная масса старых европейских автомобилей оседает в Украине.
Наши или чужие?
Когда введение Евро-2 в Украине было еще в стадии законопроекта, вокруг него разыгралась нешуточная дискуссия. Автора нововведения Дмитрия Святаша обвинили тогда в лоббировании частных интересов подконтрольной ему корпорации АИС, которая занимается сборкой автомобилей. Действительно, два года назад от ограничений на ввоз старых авто из Европы выиграл отечественный производитель. Но сейчас Украина уже член ВТО, поэтому нашим компаниям придется сложнее. А вот импортеры ничего не потеряют, полагают эксперты. Руководитель "Международной маркетинговой группы Украины" Дмитрий Руденко рассказал: "Импортеры несут меньшие риски. Отечественные сборщики менее мобильны, им требуется больше времени, чтобы переоборудовать свое производство под новые стандарты". Тем не менее многие предприятия уже выпускают авто, вполне соответствующие еще не набравшим силу требованиям. На украинских заводах собирают Chevrolet, Opel, Hyundai, Skoda и даже Mercedes.
Дмитрий Руденко полагает, что новый закон вытеснит с украинского рынка российские автомобили, которые и так неважно себя чувствуют под натиском корейцев и китайцев. В то же время генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко говорит, что это возможно только в отдаленной перспективе.
"И только в том случае, если Украине удастся опередить Россию в переходе на Евро-4", - заявил он. Но, согласно законопроекту, разработанному Минтрансом, стандарт Евро- вступает в силу с 1 июля 2011 года, а Евро-5 - с 1 января 2014-го. В России переход на "четверку" запланирован на год раньше.
Наибольшую выгоду от новых правил получат импортеры. Украина является одним из наиболее динамично растущих рынков Европы. Согласно исследованию Международной маркетинговой группы Украины, динамика роста составляет 46%. Если она сохранится, то к 2010-му на рынке будет появляться по 1,6 млн. новых автомобилей в год. До недавнего времени рост происходил в основном за счет европейского секонд-хенда, который невыгодно было содержать в Евросоюзе из-за высокого экологического сбора. Но поскольку эти автомобили уже старые, а наши стандарты постепенно приближаются к мировым, эксперты прогнозируют рост спроса на автомобили в Украине.
Грядет распродажа
После того как в начале года Россия перешла на Евро-3, там поднялись цены на отечественную продукцию. Автозаводам пришлось модернизировать свои технологии, а затраты переложить на плечи потребителей. Но в Украине, если отечественные авто и подорожают, то ненамного. "С нового года, согласно соглашению с ВТО, ввозные пошлины на импортные автомобили снизятся на 10%. Соответственно, подешевеют и авто. Украинским предприятиям нужно будет с ними конкурировать, потому сильного роста цен не будет. У нас и так цены на автомобили выше, чем в Евросоюзе", - поясняет руководитель аналитического департамента "Про-Консалтинг" Александр Соколов.
Если Верховная Рада все же проголосует за законопроект, автомобильный рынок Украины ожидает сезон распродаж, прогнозирует Дмитрий Руденко. Он приводит в пример 2007 год, когда автотрейдеры сбрасывали старые карбюраторные автомобили, не соответствовавшие требованиям Евро-2, но ввезенные в Украину до вступления закона в силу. Тогда "старички", пылившиеся на складе, упали в цене, но незначительно - примерно на $500 за штуку. Подобные "сезонные скидки" могут начаться с весны следующего года, если 1 января законопроект станет законом.
|