Опубликовано: 9.10.2008
На дорогах увеличивается число автомобилей. Пробки становятся все длиннее. Но люди с упорством устремляются в автосалоны и на авторынки.
Не все могут позволить себе выложить огромную сумму за новое авто, а потому идут в банки Украины. Сколько же стоит сегодня авто в кредит и где выгодно одалживать?
Гривня перестала быть интересной
Банки выдают специальный целевой кредит - автокредит. Он выгоден и для банка, и для автосалона, и для заемщика. Банк получает прибыль с процентных ставок, у автосалона растут продажи, а заемщик получает возможность купить авто "здесь и сейчас".
Если год назад некоторые банки делали интересные предложения в национальной валюте, то сегодня банкиры устанавливают гривневые ставки от 18% до 25% годовых. Мало кто из наших соотечественников решается брать заем под такие грабительские проценты. Хотя банкиров можно понять: многие из них сейчас привлекают депозиты населения под 18-20% годовых, а выдавать деньги дешевле, чем обходится их привлечение, никто не будет.
С валютой дела обстоят немного лучше. Например, в долларах США банки декларируют ставки от 10% до 19% годовых. Если ставка минимальная, то в условиях заключения договора присутствует ежемесячная комиссия, которая поднимает цену кредита до среднерыночной. Ставки по кредитам в долларах у первой двадцатки банков снизились за лето на 0,2 процентного пункта, а в евро - на 0,5.
Займы в евро обычно стоят на 1-1,5% дешевле своих долларовых аналогов. Но в некоторых банках кредит в евро чуть дороже. Если учесть, что в ближайшее время евровалюта может немного подешеветь, то такие займы могут оказаться выгодными. Однако рассчитывать на валютные колебания банкиры не советуют. Ведь евро через полгода может пойти и вверх, а кредит обычно выдается на три-пять лет.
Ищем банк
Узнайте и выпишите банки, которые предоставляют кредиты в вашем городе. Также уточните их телефоны, а лучше - телефоны отделов кредитования. Следующий этап - соберите положительные и отрицательные мнения о каждом банке у родственников, знакомых или в Интернете. Зачем? Самая объективная критика - у клиентов. Если у банка нет очень плохих отзывов, то его можно смело "прощупать" дальше. Если есть, то подумайте, стоит ли рисковать. Обзвоните банки и узнайте максимум информации о предоставлении кредитов: процентные ставки, комиссии, первоначальный взнос, есть ли штраф при досрочном погашении и т.д.). Так вы сможете сэкономить свое время и сразу узнать об уровне обслуживания. Как с вами будет общаться менеджер, так вас и будут обслуживать в дальнейшем.
Теперь у вас есть информация о нужных банках, проанализируйте ее и выберите те, которые вам понравились. Когда придете в банк, ваша задача - получить незаполненный договор на автокредит. По закону, это единственный документ, в котором обозначены все платежи и условия автокредитов.
Изучите договор и особое внимание уделите мелкому шрифту! Только после того, как вы взвесите все плюсы и минусы (условия кредитования, отзывы, уровень обслуживания и т.д.), вы сможете сделать обоснованный и правильный выбор.
Считайте реальную ставку
Заявленные в рекламах и проспектах банков проценты ниже так называемой эффективной процентной ставки, которая включает в себя еще и всевозможные комиссии. Практически все банки взимают одноразовую комиссию "за рассмотрение документов" или "за выдачу кредита". Составляет она 1-2% от суммы, которую получает клиент. Иногда нужно заплатить даже 3% от суммы займа.
Бывает, банк вводит ежемесячную комиссию, которая начисляется в зависимости от размера взятого кредита. Чаще всего - 0,1-0,2% от суммы займа. В этом случае переплата окажется и вовсе огромной, ведь комиссия не будет снижаться вместе с уменьшением тела кредита.
Первый взнос у банкиров тоже отличается - в некоторых финучреждениях готовы предоставить кредит без него, однако машина с нулевым взносом обходится дороже. Другие хотят, чтобы у клиента было с собой минимум 30% от стоимости авто.
Маленькие недомолвки
Есть два основных вида автокредитов: классический и экспресс-кредит. Для первого нужен полный пакет документов (паспорт, справка о доходах, военный билет, водительские права и т.д.), а для второго - только паспорт и второй документ (для подтверждения личности) и от двух до пяти часов на одобрение заявки. Но за скорость приходиться платить, ставки по экспресс-кредиту выше, чем по классическому.
Если вам предложили низкую ставку и отсутствие комиссий, то обратите внимание на договор страхования. Нередко приходится страховаться только в аккредитованных компаниях по завышенным тарифам (по каско на 2-4% выше среднерыночных). Иногда страховые тарифы рассчитываются без учета амортизации автомобиля, стажа и возраста водителя. Или в следующий год действует тот же фиксированный тариф без учета системы "бонус-малус", который дает скидку за безубыточное вождение.
Самый сладкий "подводный камень" - это беспроцентный кредит. Но банк не будет заниматься благотворительностью и просто так давать вам в долг, поэтому относитесь к таким предложениям с осторожностью. Возможно, есть дополнительные условия в договоре, за которые вам придется платить.
Казнить нельзя, помиловать
Ищите банк без драконовских штрафных санкций в случае задержки платежа. Никто не застрахован от того, что его свалит грипп и из-за этого будет просрочен платеж. Однако банкиры очень не любят недисциплинированных клиентов и нещадно их штрафуют. Некоторые финучреждения за каждый день просрочки начисляют 1% от суммы платежа. В результате при ежемесячном взносе в 466 долларов каждый просроченный день будет обходиться в дополнительные 23,5 гривни (4,66 доллара). А некоторые банки устанавливают фиксированные штрафы за просрочку, и иногда приходится переплачивать 350 гривен за день только потому, что вы подхватили вирус.
А лидеры кто?
Расстановка сил на рынке автокредитования изменилась за лето. Если раньше в лидерах были "Альфа-банк", "Правэкс-банк", "Укрсоцбанк", "Райффайзен Банк Аваль", то теперь на первые позиции вышли "Укрпромбанк", ПУМБ и "Эрсте Банк". Оформить кредит в этих банках можно под ставку на один-два процента ниже среднерыночной.
Факторы риска
В начале лета НБУ вменил украинским банкам в обязанность предоставлять клиентам полную информацию о стоимости потребительских кредитов. Тогда же вступило в силу постановление Нацбанка N168 "Об утверждении правил предоставления банками информации потребителю об условиях кредитования и общей стоимости кредита".
Но не все финансисты торопятся выполнять это постановление, ссылаясь на то, что изменить свою рекламную политику одномоментно они не могут. А между тем в некоторых рекламных обращениях банкиры не упоминают о плате за обслуживание кредита, ведение дела или об одноразовой комиссии.
Но все внимание клиента обращено на заманчивую упрощенную процедуру оформления кредита или невысокую процентную ставку. О "дополнительных" условиях клиент узнает, уже подписывая договор.
Таким образом, реальная ставка по кредиту может составить больше обещанных 10%, доходя до 40-50%. В августе активисты Гражданской инициативы "За прозрачность финансовых рынков" изучили рынок автокредитования и пришли к выводу, что "недорогие" кредитные услуги как минимум восьми банков на самом деле стоят дороже, чем об этом заявлено в рекламе.
|