Авторынок Украины. Покупка, продажа новых и подержанных автомобилей, мотоциклов, грузовиков, микроавтобусов и спецтехники.

9384 легковых   1163  грузовых   433 новых автомобилей  в продаже

 

Предложения автосалонов

Поиск легковых автомобилей

Поиск грузовика

Продать легковой автомобиль

Продать грузовик

Советы по эксплуатации

ПДД, законы

МРЭО, ГАИ

Автомир

АвтоУкраина

Тест-драйвы

Пресс-релизы

Фотогалерея

Ссылки

Помощь

Контакты

АВТОСАЛОНЫ

АВТОМАГАЗИНЫ

СТО

ОПТ

КРЕДИТОВАНИЕ

СТРАХОВАНИЕ

Страховой локомотив

архив

Опубликовано: 1.3.2006

"Автогражданка" сможет стимулировать развитие не только страхового рынка, но и всей финансовой системы, всей экономики страны. А может стать гигантской кормушкой для недобросовестных страховых компаний. Все будет зависеть от того, сможет ли государство ввести этот процесс в цивилизованные рамки

С 1 января 2005 года вступит в силу Закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" (ОСАГО), и украинские страховщики начнут продавать полисы нового образца.

В Украине обязательное страхование автогражданской ответственности действует уже семь лет - еще в 1997 году этот вид страхования был введен постановлением Кабинета министров Украины. Однако обязательное наличие полисов у автовладельцев не было законодательно закреплено, а Административный кодекс не предусматривал возможность наказания за их отсутствие. Поэтому большинство автомобилистов попросту проигнорировали это постановление.

Страховщики окрестили ОСАГО паровозным видом страхования задолго до его появления. Ибо это тот вид, который "тянет" за собой страхование имущества, здоровья, стимулирует развитие розничного добровольного страхования.

Российский опыт (более года) внедрения "автогражданки" показал, что импульс к развитию получили прежде всего страховые компании. Благодаря ОСАГО страховщики значительно развили инфраструктуру, улучшили методику продаж, урегулирования убытков. В страховую отрасль были привлечены огромные ресурсы - за год действия ОСАГО российские страховщики собрали 48,2 млрд руб. (около $1,7 млрд). В Украине этот показатель будет ниже (у нас и транспортных средств меньше, и тарифы ниже), но по самым скромным оценкам составит почти 2 млрд грн (около $400 млн). Ожидается также, что введение ОСАГО в Украине будет проходить "мягче", чем в России, без очередей у офисов страховых компаний и многочисленных пробок на дорогах. Правила игры на рынке автогражданки, установленные соответствующим законом, подтверждают эти ожидания.

Правила игры для автолюбителей

Хотя Закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" вступает в силу с 1 января 2005 года, проверять наличие полисов и штрафовать за их отсутствие ГАИ начнет только с 1 апреля. Разочаруем тех, кто сегодня покупает страховку в надежде сэкономить (сейчас ее средняя стоимость составляет 74 грн) - новые полисы покупать все равно придется, поскольку только они будут признаваться ГАИ. Базовый платеж по "автогражданке" установлен на уровне 291 грн, однако реальная стоимость полисов будет колебаться в пределах от 100до 1000 грн и более. Дело в том, что у нас, как и в России, введена система понижающих и повышающих коэффициентов.

Кроме того, закон об ОСАГО устанавливает три вида полисов, внутри которых идет ранжирование коэффициентов и, соответственно, тарифа по показателю объема двигателя (до 1600 см3, до 2000 см3, до 3000 см3, свыше 3000 см3). Введено также ранжирование в зависимости от местности, где автомобили эксплуатируются. Очевидно, законодатель руководствовался тем, что в густонаселенных городах частота ДТП существенно выше, чем в сельской местности. В результате, например, по полису первого типа на "Жигули", зарегистрированные в сельской местности, годовой тариф минимален - 124 грн. А страховка джипа в Киеве, где тарифы самые высокие, может стоить свыше 1000 грн. При этом законом предусмотрено, что инвалиды и пенсионеры будут платить половину тарифа. До Нового года регуляторный орган страховщиков - Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг) - обязалась опубликовать таблицу с тарифами на все виды транспорта.

Со временем на тарифную политику страховщиков существенно повлияют три фактора. Первый, через год после старта нового закона, то есть с 1 января 2006 года, вступит в силу система бонус-малус, основанная на специальных коэффициентах 13 категорий. В результате водители, продлевая страховку, будут получать ценовые скидки или надбавки в зависимости от аварийности.

Второй. Пока отсутствует процедура контроля за полисами. Нигде, например, не указано, что работник ГАИ обязан штрафовать водителя автомобиля, зарегистрированного в Киеве, если его полис куплен в Жмеринке. Соответственно, спрос на более дешевые полисы в сельской местности будет выше, чем в городах.

Третий. При продажах ОСАГО, как ни в каком ином виде страхования, страховщики склонны к демпингу. Чтобы привлечь клиента, многие компании наверняка станут снижать цены, что, несомненно, приведет к тому, что потребительский спрос сместится в сторону нижнего уровня цен.

В отличие от России, Украина сможет избежать изнурительных очередей возле офисов страховщиков и увеличения количества пробок на дорогах благодаря одной маленькой оговорке в законе об ОСАГО - установлена безусловная франшиза в эквиваленте $100. Это означает, что ущерб от мелких ДТП страховые компании не будут оплачивать. Значит, они не будут заявляться автовладельцами как страховые события, что вызывало множество нареканий работников российской ГИБДД.

От "лобовой" рекламы - к продаже "с лотка"

Страховые компании готовят массированную рекламную компанию. Руководитель киевского рекламного агентства сообщил "Эксперту", что бюджеты, выделенные некоторыми сетевыми украинскими страховыми компаниями на продвижение ОСАГО, исчисляются миллионами долларов. Разрабатывая маркетинговые программы, нашим страховщикам следовало бы учесть российский опыт.

По мнению московских маркетологов, огромные средства, потраченные страховщиками на "лобовую" массовую рекламу, оказались гораздо менее эффективными, чем нетрадиционные методы продаж. По словам Антона Васильева, директора по внешним коммуникациям Агентства мобильного маркетинга (г. Москва), наиболее эффективным оказался метод продажи "с лотка". Передвижные точки продаж (в большинстве случаев использовались микроавтобусы) были максимально приближены к целевой аудитории: страховые агенты приезжали прямо к пунктам регистрации автотранспорта ГАИ. Хорошие результаты принесла также адресная рассылка - в почтовые ящики потенциальных клиентов (базу данных позаимствовали у ГАИ) были вброшены "уведомления" с просьбой застраховать свой автомобиль в конкретной компании. "Отрицательно сказывалось на деятельности страховщиков отсутствие правового опыта и знаний у потенциальных клиентов; разного рода спекуляции в СМИ и органах государственной власти, касающиеся необходимости введения ОСАГО; случаи мошенничества подставных фирм", - добавил Антон Васильев.

Возможности рынка

По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), страхованием гражданской ответственности перед третьими лицами охвачено около 12% автовладельцев. После вступления в силу закона об ОСАГО этот показатель возрастет до 70-80% (в России по разным оценкам он составляет 81-93%). В целом рынок "автогражданки" в Украине способен ежегодно аккумулировать около 1-2 млрд грн.

Согласно данным ГАИ, нынче в нашей стране зарегистрировано около 7 млн транспортных средств. Если хотя бы половина из них будет застрахована (при базовом тарифе 291 грн), то общий объем страховых премий зашкалит за миллиард гривень. Сумма существенная для нашего страхового рынка - в прошлом году все украинские страховщики собрали чуть больше 9 млрд грн, и это с учетом "схем" (объемы реального страхования по разным экспертным оценкам колеблются в пределах 3-5 млрд грн). При этом речь идет лишь об объемах рынка, а не о сверхприбылях страховщиков. Даже нынешняя статистика ОСАГО показывает высокую убыточность этого вида страхования. В 2003 году было заключено 1,2 млн договоров, при средней цене за полис в 74 грн, украинские страховщики собрали 77,9 млн грн, а в I полугодии 2004-го - 45,9 млн грн. При этом выплачено в 2003 году 21,2 млн грн, а в I полугодии 2004-го - 14 млн грн. То есть норма убыточности составила 27-30%, когда в целом по рынку она менее 10% (в 2003 году при собранных 9,135 млрд грн украинские страховщики выплатили 860 млн грн).

Правила игры для страховщиков

Для введения закона об ОСАГО многое еще не готово, поэтому регулятор страхового рынка публично предупреждает о том, что в полном объеме ввести закон с 1 января невозможно. Неизвестно, каким будет полис ОСАГО, до сих пор обсуждаются и пока не вступили в силу Лицензионные условия для страховщиков, не созданы новые органы управления в МТСБУ. Поэтому руководители многих страховых компаний, потративших немалые средства на подготовку к работе с "автогражданкой", до сих пор не знают: получат ли они такую возможность. И в МТСБУ, и в Госфинуслуг вот уж третий месяц проводятся бесконечные совещания - решается вопрос, кому же работать на рынке ОСАГО. Как сообщил "Эксперту" информированный источник, идет "кровавая борьба мелких и крупных компаний за кусок пирога". Сегодня лицензии на продажу "автогражданки" в Украине имеют 110 страховых компаний. По оценкам специалистов из МТСБУ и Госфинуслуг, после вступления в действие новых лицензионных условий их останется около 50.

В кулуарах власти решается судьба рынка ОСАГО: какими будут его объемы, участники и даже проблемы.

Самым болезненным по-прежнему остается вопрос о размере базового тарифа. Первоначально предложенный МТСБУ тариф в 323 грн не утвержден Госфинслуг, его посчитали завышенным. Причем рассчитан он был НИИ на основе показателей аварийности, которые по-прежнему остаются одними из самых высоких в Европе. Ежегодно, по данным ГАИ, на украинских дорогах случается около 35-40 тыс. ДТП, а количество потерпевших достигает 45 тыс. человек.

Новый показатель базового тарифа - 291 грн, предложенный МТСБУ, пока рассматривается Госфинуслуг. Согласно закону об ОСАГО, если Госфинуслуг так и не определится с базовым тарифом, цены на "автогражданку" останутся на нынешнем уровне (средняя цена полиса ОСАГО - 74 грн). В этом случае на рынок автогражданки придут только авантюристы. Руководители серьезных компаний заявляют, что и тариф в 291 грн занижен, не соответствует реальной убыточности и делает ОСАГО низкорентабельным видом деятельности для страховщиков. Если согласиться на тариф в 74-100 грн, то это означает обречь себя на убыточный бизнес. По словам Виктора Миколайчука, председателя правления АСК "Энергополис", в таком случае на рынок выгодней выходить в качестве агента - продавать чужие полисы, получать агентскую комиссию, которая в ОСАГО достигает 20%, и не знать никаких забот ни с урегулированием убытков, ни с выплатами.

На самом деле ответ на вопрос: кто будет в Украине продавать полисы ОСАГО - зависит не только от размера тарифа, но и от того, насколько жесткими окажутся лицензионные условия для страховщиков. Предполагается, что лицензия на "автогражданку" будет бессрочной, при этом претенденты должны иметь опыт работы не менее трех лет.

Крупные сетевые компании заинтересованы в продвижении собственных конкурентных преимуществ, а потому активно лоббируют две нормы допуска на рынок ОСАГО - внесение 1 млн евро в гарантийный фонд и наличие филиалов в каждой области Украины. Таким образом, с нового года автостраховщиков могут обязать не только иметь уставный фонд в 1 млн евро, но и на всякий случай - гарантийный фонд (на аналогичную сумму), размещенный в банке. "Нарушение этого требования страховщиком, который имеет лицензию, является основанием для временного приостановления или аннулирования лицензии, созыва внеочередного собрания акционеров, отстранения руководства от управления компанией и введение временной администрации", - категорично отмечается в проекте распоряжения Госфинуслуг .

Безусловно, принять эти требования - означает отдать рынок ОСАГО в руки двадцати наиболее крупных украинских страховщиков и ограничить на нем конкуренцию, что явно не в пользу потребителя. Страховщики новой генерации, может, и не "дотягивающие" до страховщиков-старожилов по размерам филиальной сети, более подвижны и предприимчивы и, как правило, способны предложить страхователю более качественный и мобильный сервис. Лига страховых организаций уже обнародовала свое негативное отношение к некоторым условиям нового проекта, а МТСБУ отправило регулятору письмо с просьбой снизить размер гарантийного фонда до 200 тыс евро.

По информации, полученной "Экспертом" в Госфинуслуг, под влиянием рынка и Комитета по регуляторной политике и предпринимательства, скорее всего, лицензионные условия будут значительно либерализированы. Предполагается, что размер гарантийного фонда установят на уровне, предложенном законом об ОСАГО (100 тыс. евро), а требование о наличии филиалов в каждой области будет заменено возможностью иметь там свое представительство, в качестве которого даже может выступать структурное подразделение другого страховщика.

Кстати, такая либерализация во многом соответствует опыту четырех стран СНГ: Казахстана, России, Узбекистана, Белоруссии, где ОСАГО уже действует. В России, например, лояльные лицензионные условия, лоббированные авторами Закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" и Российским союзом автостраховщиков (РСА), способствовали бурному расцвету рынка автомобильного страхования. Компании, решившие заниматься ОСАГО, обязаны иметь в каждом субъекте федерации своего представителя, уполномоченного рассматривать требования потерпевших о страховых выплатах и осуществлять страховые выплаты. При этом представителем может быть не только обособленное подразделение страховщика (филиал), но и другая страховая компания, работающая по договору с этим страховщиком. От представителей требуют, чтобы они располагались в приспособленных помещениях, от компаний - стать членами РСА и заплатить гарантийный взнос в размере $10 тыс. Стандартным требованием к страховой организации, обращающейся за лицензией на "автогражданку", является наличие не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.

В Белоруссии для выхода на рынок ОСАГО необходимо внести взнос в Белорусское бюро транспортного страхования в размере 160 тыс. евро (100 тыс. поступает в Фонд страховых гарантий и 60 тыс. - в Фонд защиты потерпевших), ежемесячно перечислять в Фонд защиты потерпевших 5% суммы страховых взносов, иметь опыт работы на рынке не менее трех лет, а также обособленные подразделения в каждой области.

Отличительной особенностью рынка ОСАГО в Казахстане является наличие Фонда гарантирования страховых выплат (ФГСВ), куда страховые организации отчисляют обязательные взносы, в случае принудительной ликвидации страховщика и наступлении страхового случая страхователи получают возмещение. Эта структура создана по образу и подобию Фонда гарантирования депозитов, существующего во многих странах мира. В профильном законе четко оговорены обязательства органов ГАИ по контролю за заключением договоров и применению мер взыскания. Известно, что в Казахстане проводились даже акции ГАИ - "отлавливали" нерадивых водителей, которые не приобрели страховку ОСАГО. Размер штрафа здесь составляет около $1, но повторная мера воздействия - лишение водительских прав.

Итак, последняя редакция лицензионных условий для страховых компаний весьма либеральна, что вполне соответствует опыту внедрения ОСАГО в странах СНГ, но откроет доступ на рынок "автогражданки" не самым крупным и платежеспособным страховщикам. Поэтому, господа автолюбители, будьте разборчивы при выборе страховой компании и помните, что даже если страховщик не сможет выплатить вам страховое возмещение, то, согласно закону об ОСАГО, это обязано сделать МТСБУ за счет формируемых при бюро фондах.

<<< Советы страхователю: Пять шагов добровольного автострахования         Что даст автогражданка водителям? >>>

карта сайта | о проекте