Опубликовано: 9.4.2009
Как сообщает AUTO-Consulting, по итогам марта в Украине зафиксировано сокращение автомобильного рынка на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уже второй месяц подряд автопродажи демонстрирует угрожающие показатели, а фактически они сократились уже в 5 раз. Если февральские результаты повергли в шок многих операторов, то итоги марта заставляют очень сильно задуматься о будущем рынка.
По оценкам AUTO-Consulting, авторынок сейчас находится на уровне между 2003 и 2004 годами и не подает признаков для быстрого подъема. По итогам 1 квартала 2009 года спад достиг 70% (45 тыс. авто), как и прогнозировали аналитики в начале года. Радует лишь тот факт, что это не самый пессиместический сценарий, а четкая середина.
Учитывая сложившуюся ситуацию с автокредитованием, новыми ставками акцизного сбора, новым курсом, абсолютное большинство автомобилей подорожало, а покупатель оказался не готов брать то же самое на 40-50% дороже. Те операторы, которые рискнули поделилиться собственными доходами с потребителями, демонстрировали относительно неплохие (по нынешним временам. Прим. Ред) продажи. Тем же, кто так и не решился сработать в убыток, приходилось протирать пыль на авто.
В AUTO-Consulting отмечают, что смещение потребительского спроса в сторону бюджетных автомобилей пока не заметно. По крайней мере, на доле АвтоВАЗа, ЗАЗа и китайских брэндов новые реалии не отразились. Наоборот, как только заканчивались щедрые скидки – спрос на «китайцев» замирал на отметке, близкой к нулю. Потребительские предпочтения за время «автомобильного бума» сильно изменились, а «ломка» сознания быстро не произойдет.
Кризис не пощадил никого. Сейчас на рынке практически нет устоявшихся брэндов, с незыблемым местом на рынке, кроме АвтоВАЗа. От месяца к месяцу лидеры могут вплотную приблизиться к АвтоВАЗу, а затем едва сохранить позицию в «ТОП-10». Сейчас все решают цены, поскольку в отсутствии автокредитования спрос стал очень эластичным. Изменения в дистрибуции АвтоВАЗа не позволили российским автомобилям воспользоваться ценовым преимуществам и после 2-х месяцев роста, в марте Lada утратила долю рынка.
«Серый» рынок сейчас на грани выживания и терпит огромные убытки, распродавая складские запасы. В марте уже закрылось 25% всех «серых» салонов (площадок), а половина тех, кто остался - активно распродает автомобили, спасая что еще можно. Непрофильные операторы покидают этот бизнес, те же, кто покрупнее, пытаются выжить за счет других сфер автобизнеса. Новые партии автомобилей в страну не везутся, так как растамаживать с надбавкой в 13% - равносильно самоубийству. Получается, что рынок живет только с запасов 2008 года и это дает единственную возможность для ценового демпинга.
Из-за новых пошлин сорван выход на рынок новых моделей у нескольких дистрибьюторов: сейчас не до премьер, тем более, что цену новинки могут и не понять, когда соседний автосалон распродает авто классом выше в 2 раза дешевле.
Сейчас в офисах всех основных операторов разрабатываются стратегии, как же сделать «посадку мягче» и поскорее сойти со стремительного пике вниз. Пока получается далеко не у всех, но масштабные компании и сейчас укрепляют свои позиции. В частности, большие перемены произошли в дистрибуции АвтоВАЗа, меняется система у FIAT, очевидно, что еще большие изменения будут и у KIA. По данным AUTO-Consulting это еще далеко не все смены дистрибуции, которые ждут рынок в 2009 году.
Но на фоне «плохих» сводок с «фронтов» появился и позитив. Мартовские продажи возросли на 27% по сравнению с «провальным» февралем 2009 года, что уже само по себе не плохо. Кроме того, сохранился весенний всплеск, которого все дилеры в 2009 году так ждут. А главным фактором для оптимизма остается крайне низкая степень автомобилизации Украины ( в 5 раз ниже, чем в не самых богатых странах Европы). Дилерам еще представится шанс осваивать эту емкость, поэтому на всех предприятиях «затянули пояса» и ждут возобновления спроса.
Позитивные сведения с мировых рынков, стабилизация гривны - дают надежды на то, что дилеры сумеют-таки дождаться. Правда, в других странах рост продаж обеспечивает прагматичная политика государства, стимулирующего автопродажи. Украинским дилерам ждать помощи от властей не приходится, даже предпочтительно, чтобы они просто не мешали, не меняли «правила игры» во время кризиса. Сейчас любое изменение законодательства авторынок может и не пережить, запас прочности тает с каждым днем, а ждать придется еще не один месяц.
|