Опубликовано: 28.9.2010
По мере постепенного выхода отрасли из кризиса, собственники действующих предприятий все чаще предпочитают не продавать их полностью, а привлекать необходимые для развития средства в обмен на долю в бизнесе.
Для потенциальных инвесторов подобное решение в современных украинских реалиях выглядит достаточно привлекательным — платежеспособный потребительский спрос хоть и медленно, но все же восстанавливается, государство «повзрослело» настолько, что старается, по крайней мере, не мешать действующему автобизнесу, а число предлагаемых к реализации автосалонов и других специализированных площадок для торговли авто имеет стойкую тенденцию к сокращению.
Согласно данным исследования, проведенного специалистами компании «ИнтерКредит», за прошедший год, количество предложений о продаже подобных объектов уменьшилось с 13% до 9% всех заявок на рынке готового бизнеса Украины. При этом за последние три-четыре месяца по своему количеству продаваемые предприятия автобизнеса в целом решительно сместились на последние-предпоследние места во всех ценовых категориях.
«Рынок почувствовал, что дно уже пройдено, - отмечает директор компании «ИнтерКредит» Валерий Жерегеля, - и владельцы компаний гораздо больше заинтересованы в привлечении инвестиций, чем в полной продаже своего бизнеса».
Обращения собственников автопредприятий к финансовым консультантам именно за помощью в привлечении инвестиций активизировались уже весной текущего года, а с конца августа к все новым клиентам присоединились и те, кто ранее даже не рассматривал подобных вариантов, делая ставку исключительно на продажу своего бизнеса.
Впрочем, кризис «проглотил» лишь слабых — уверенные игроки авторынка сегодня приглашают инвесторов не столько помочь выжить, сколько разделить успех по освоению освобождающихся сегментов рынка.
К таковым сегодня можно отнести, например, группу компаний «Gala Motors», которая занимает лидирующие позиции в Крыму по продаже и обслуживанию автомобилей импортного производства таких известных марок, как Ford, Mazda, Suzuki, SEAT, Renault и других автомобильных брендов.
В 2009 году суммарная доля рынка «Гала Моторс» в продаже новых автомобилей на полуострове выросла до 12,52%, а в июне 2010г. составила уже 15,25%, при этом специализированный автокомплекс компании в Севастополе признан самым технически оснащенным и профессиональному уровню.
Средства инвестора (привлекаемые в обмен на продажу части акций вплоть до контрольного пакета включительно) компания предполагает направить на сооружение новых автоцентров в Крыму, а также — на реализацию новых проектов, в том числе — поглощения аналогичных предприятий в других регионах Украины.
Еще одна крупная автомобильная компания с более чем 12-летним опытом работы на рынке и широкой сетью автосалонов, охватывающих юг Украины (в т.ч. Николаевскую, Херсонскую области и Автономную республику Крым), сегодня также заинтересована в привлечении стратегического инвестора под надежные гарантии полученных средств и стабильной прибыли.
Таким образом, процесс передела украинского авторынка, катализатором которого стал кризис 2008-2009 гг. продолжается и завершение его по своей интенсивности (если не по масштабам) будет во многом напоминать подобные процессы после Великой Депрессии в США — с той только разницей, что основные производители авто будут оставаться за пределами страны, ведя усиленную конкурентную борьбу за ее производственные мощности.
В ближайшей перспективе можно ожидать выхода на рынок новых крупных игроков, в первую очередь — из России, для которых деловой климат в Украине улучшается с каждым днем, так что устойчивость национального капитала в этом секторе действующего бизнеса будет во многом определяться проведением грамотной инвестиционной политики.
|